суббота, 27 сентября 2014 г.

Экономика: наука и хозяйство.

В переводе с греческого слово "экономика" буквально означает "учение о ведении домашнего хозяйства". В современном мире хозяйство ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах региона, страны, всего мира.
Понятие "экономика" в обществоведческом курсе рассматривается с двух основных позиций:
  • как наука
  • как хозяйство, сфера жизни общества.
Экономика — наука, которая занимается различными областями хозяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей. Она изучает экономические отношения, законы и категории производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг. 
Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе формы собственности, традиционный образ жизни. 
Альтернативная стоимость — издержки упущенных возможностей пи выборе способа использования ограниченных ресурсов.
Блага — средства, удовлетворяющие потребности.
Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода и т.д.
Экономические блага ограничены, платны: продукты, одежда, жилье и пр.
Товар — продукт, произведенный для потребления или обмена.
Услуга — деятельность, обладающая определенной ценностью.
Факторы производства — ресурсы, непосредственно участвующие в производстве товаров и услуг. Причем производственные ресурсы могут быть использованы в производстве, а факторы производства уже обязательно используются.




Главные вопросы экономики в условиях конкуренции решаются на основе системы свободных цен под влиянием рыночной информации.
Вопрос "что производить?" решается фирмами с учетом покупательского спроса.
Вопрос "как производить?" решается фирмами с учетом мотива прибыльности, т.е. фирмы выбирает наиболее эффективный способ производства
Вопрос "для кого производить?" решается в соответствии с платежеспособностью покупателей.

Главными школами экономической мысли являются меркантилизм, физиократия, классическая экономическая теория.
Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы. Представитель: Томас Мен (1571-1641).
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии. Представитель: Франсуа Кенэ (1694-1774).
Адам Смит (1723-1790), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Источники: Обществознание.про, учебник Г. Э. Королевой за 11 класс "Экономика". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий