вторник, 20 января 2015 г.

Политическая система и политический режим.

Политическая система — комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую са­моорганизацию общества.
  1. Организационный элемент (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления);
  2. Нормативный элемент (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции);
  3. Культурный элемент (политические идеи, политическая культура);
  4. Коммуникативный элемент (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом). 

Функции политической системы: 
  • функция принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.);
  • интегративная функция (консолидация общества на основе общих ценностей);
  • функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей;
  • функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами полити­ческой системы, а также между системой и средой).

Форма политического режима — элемент формы государства, раскрывающий методы осуществления власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нем. 

Выделяют демократические и недемократические политические режим, причем последние подразделяются на авторитарный и тоталитарный

Признаки демократического режима:
  1. население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им предста­вительные органы); 
  2. решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 
  3. существование гражданского общества с его развитой структурой; 
  4. реальное осуществление правового государства; 
  5. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 
  6. легитимность государственной власти; 
  7. "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами; 
  8. доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; 
  9. в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действуюет принцип "дозволено все, что не запрещено законом"; 
  10. политический плюрализм, в том числе многопартий­ность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную про­грамму, критикует власть за совершенные ошибки, контроли­рует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); 
  11. гласность, свобода средств массовой информации от цензуры; 
  12. реальное действие принципа разделения властей на за­конодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, прово­дить повседневную политику государства) и судебную (призван­ную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Признаки авторитарного политического режима:
  1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 
  2. игнорируется принцип разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 
  3. роль представительных органов власти ограничена вла­стным субъектом, хотя они и могут существовать; 
  4. суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции; 
  5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, под­отчетности и подконтрольности их населению; 
  6. в качестве методов государственного управления доми­нируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрес­сии, жесткие насильственные приемы осуществления полити­ческой власти; 
  7. сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность"; 
  8. отсутствует единая идеология (в отличие от тоталита­ризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к вы­соким целям); 
  9. нет полного тотального контроля над всеми сферами об­щественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном поли­тическом режиме; 
  10. существует частичный плюрализм, оппозиция не до­пускается, может существовать лишь имитация многопартий­ности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
  11. они разгоняются; 
  12. права и свободы человека и гражданина главным обра­зом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обес­печиваются (прежде всего в политической сфере); 
  13. личность лишена гарантий безопасности во взаимоот­ношениях с властью; 
  14. "силовые" структуры обществу практически неподкон­трольны и используются подчас в сугубо политических целях; 
  15. роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.


Признаки тоталитарного политического режима:
  1. государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 
  2. общество практически полностью отчуждено от полити­ческой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании (государства чисто фашистского типа); 
  3. монопольный государственный контроль над экономи­кой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 
  4. абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регла­ментация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом"; 
  5. государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "орео­лом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; 
  6. доминирующим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор; 
  7. господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил; 
  8. права и свободы человека и гражданина носят деклара­тивный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реа­лизации; 
  9. экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; 
  10. наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма; 
  11. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; 
  12. бесконтрольность репрессивных государственных орга­нов со стороны общества; 
  13. отсутствие правовой государственности и гражданско­го общества; 
  14. государственная власть осуществляется по своему ус­мотрению, произволу, без учета мнения большинства, в проти­воречии с демократическими механизмами, нормами и инсти­тутами.

Повесть Тода Штрассера "Волна".
Книга основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм. Сначала все выглядело как непривычное и увлекательное приключение, игра в дисциплину и коллективизм. Однако спустя всего несколько дней Бен Росс осознает, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества.
  • фильм >>>
  • статья >>>
  • обзор книг для подростков >>>
  • обзор Марии Николаены Сониной >>>
  • интерактивный плакат >>>
  • сайт участников настоящей "Волны" >>>

Источники: Комаров и Малько ТГП, учебник под редакцией Боголюбова, 

Комментариев нет:

Отправить комментарий